Понедельник, 25.11.2024, 23:21
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Южаков Сергей Викторович 

Учитель физической культуры 

НИШ ФМН г Семей 

Главная » Статьи » Мои статьи

Диагностика здоровья на уроках физической культуры.
Диагностика здоровья на уроках физической культуры.
 Определение состояния здоровья школьника и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса о допуске к занятиям физической культуры. Определение состояния здоровья имеет огромное значение при динамических наблюдениях, так как позволяет выявить положительные и возможные отрицательные изменения в состоянии здоровья, происходящие под влиянием занятий физической культурой. Здоровье может иметь разные уровни. Под уровнем здоровья следует понимать широту адаптационных возможностей, определяющуюся: · Физической тренировкой · Образом жизни · Перенесёнными заболеваниями · Конституционно-наследственными факторами, то есть генетически детерминированными. Для определения состояния здоровья школьников используются данные медицинских исследований: 1. анамнез 2. антропометрические измерения, позволяющие получить данные для оценки физического развития и телосложения 3. исследование опорно-двигательного аппарата 4. исследование внутренних органов, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем, органов чувств 5. лабораторные методы (анализ внутренних сред организма) 6. инструментальные методы (измерение АД, ЭКГ, рентген, ЖЕЛ) 7. функциональная диагностика (определение функциональных способностей органов, систем и механизмов, в той или иной степени включающихся в работу под влиянием какого-либо фактора, действие которого может дозировано – мощность нагрузки). Задачи функциональной диагностики является выявление нарушений органов и систем организма, и исследование путей компенсации этих нарушений. На уроках физической культуры используются методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности через выполнение безнагрузочных и нагрузочных проб. Тестирование может проходить как под наблюдением преподавателя, так и в режиме самоконтроля. Самоконтроль представляет собой метод самонаблюдений и состоит из учёта субъективных показаний о самочувствии, а также объективных показателей частоты сердечных сокращений. Простейшим приёмом самоконтроля является оценка реакции пульса в безнагрузочной и нагрузочных пробах. Существует несколько способов измерения пульса а) тремя пальцами на запястье б) большим и указательным пальцами на шее в) кончиками пальцев на виске г) ладонью на груди в области сердца. К безнагрузочным пробам относятся: 1. Проба в покое, сидя (качественная оценка величины пульса – отлично (менее 50), хорошо (51-69), удовлетворительно (70-80), плохо (более 81)) 2. Ортостатическая проба. Оценка реакции пульса при переходе из положения лёжа в положение стоя. Учащение ЧСС после перехода в положение стоя на 10-12 ударов в минуту –нормальная реакция; до 18 ударов в минуту – удовлетворительная; более 20 ударов в минуту – неудовлетворительная. В юношеском возрасте – норма 10-20 ударов в минуту. Нагрузочные пробы: 1. Проба Руфье. Измеряется ЧСС в спокойном состоянии за 15 сек (Р1), затем испытуемый выполняет приседание в течение 30 сек (30 – мальчики, 24 - девочки). Стоя измеряется пульс за 15 сек первой минуты восстановления (Р2) и за 15 сек второй минуты (Р3). Результаты в виде индекса Руфье: ИР = (4(Р1+ Р2 + Р3) – 200) / 10 Проводим оценку индекса Руфье по четырём категориям: · Диапазон «0-10» - отлично · «10-16» - хорошо · «16-20» - удовлетворительно · «20 и более» - неудовлетворительно 2. Гарвардский степ-тест. Подъём на ступеньку определённой высоты, в зависимости от возраста и пола, строго определённое время – 5 мин. Количество нашагиваний на ступеньку – 30 раз в минуту при ритме метронома 120 ударов в минуту. Для расчета классического индекса гарвардского степ – теста считается пульс в течении первых 30 сек второй (Р1), третьей (Р2), четвёртой (Р3) минут восстановления. ИГСТ = Т* 100 / (( Р1 + Р2 + Р3) * 2) , где Т – время восхождения. 3. Тест Кверга. Для определения уровня здоровья обучающихся лучше всего использовать данный тест, поскольку он удобен для массового эксперимента. Не требует дополнительных материальных (оборудования) затрат и большого количества времени. Кроме этого он применяется для оценки состояния тренированности и функционального состояния сердечно - сосудистой системы. Тест состоит из четырёх упражнений, следующих одно за другим без перерыва: · 30 приседаний за 30 сек · бег с максимальной скоростью не ниже 180 шагов в минуту – 30 сек · бег на месте с частотой 150 шагов в минуту – 3 минуты · прыжки со скакалкой – 1 мин Пульс считается за 30 секунд сразу после всех упражнений (Р1), за 30 сек через 2 минуты восстановления (Р2) и за 30 сек через 4 минуты восстановления (Р3). Рассчитывается индекс Кверга (ИК) по формуле ИК = 15000 / Р1 + Р2 + Р3. Оценка теста по ИК: - более 105 – высокий уровень здоровья - от 80 до 100 – средний уровень здоровья - менее 80 – низкий уровень здоровья. На уроках физической культуры необходимо применять тесты продолжительностью 3-5 минут, с охватом всего класса, имеющие простой математический аппарат для расчёта результата, при тестировании должно использоваться простое оборудование или несложные упражнения. Предложенные пробы могут использоваться в практической деятельности педагога для выявления уровня здоровья и контроля физического развития школьников.
Категория: Мои статьи | Добавил: Южаков (12.01.2012)
Просмотров: 697 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Опросы
Какой вид спорта не считается олимпийским?
Всего ответов: 16
Праздники
Соц. закладки
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [3]
Внеклассные мероприятия [6]
Спортивные секции [2]
КТП [0]
аудио плеер
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     Бесплатная раскрутка сайта Рейтинг@Mail.ru